стадии горя и проклятье Кобба

"Начало": психологический разбор фильма

Я сразу хочу отметить, что «Начало» – сложноструктурированный фильм, и потому его невозможно разложить на детали одним нарративом. Я хотела бы рассмотреть ту часть, которая указывает напрямую на драму главного героя – созависимые отношения с женщиной, находящейся в критическом состоянии психики, ее смерть и горевание. Мы не можем быть точно уверены, когда возникло горе героя – после самоубийства жены или задолго до, когда она начала разрушаться как личность.
Кстати, английское название фильма "Inception" в более точном переводе звучит как «исток», «зарождение» - появление «нечто», что в силу его зачаточного состояния еще сложно оценить, как хорошее или плохое. То ли грех, то ли очищение.
Уже в начале фильма грань между реальностью и сновидением растворяется для наблюдателя. Картинка, сложенная из повседневных предметов, ведет себя фантастическим образом. Рушится привычный мир, не помогает прийти в себя даже отрезвляющее погружение в воду, голоса как будто доносятся издалека. Человек будто бы пребывает в другом пространстве и времени. Это соответствует первой стадии горя – оцепенению, шоку, когда на весть о трагедии он восклицает «Не может быть», «Не верю!».

Вместе с героем мы оказываемся в плоскости острого горя. Вспомните первый кадр – Кобб лежит на берегу, захлебываясь в волнах морской волны. Люди часто говорят про моменты пика переживаемых страданий: «меня затопило (захватило) горе».

В горевании у человека проявляется эффект «улитки оцепенения» – он удерживает себя в мышечном, мысленном и чувственном состоянии зажима. Поэтому принцип «будь здесь и сейчас», который обычно «заземляет», помогает вернуться из детской сладкой мечты в трудную реальность и начать выстраивать будущее – в стадии острого горя не работает. Заземлиться помогают интуитивно воспринимаемые конкретные вещи, которые дают почувствовать себя живым - вкусы, запахи, тактильные ощущения, созидание и творчество, а в случае нашего героя – еще и тотем. Оловянный волчок, тотем Мол, позже ставший тотемом Кобба, останавливается и падает, когда Кобб в реальности, продолжает вращаться бесконечно - если находится во сне.

Сложно понять, что есть сон, а что явь. На протяжении всего сюжета режиссер ставит нас перед постоянным выбором, фрустрирует и заставляет испытывать целый комплекс отрицательных эмоций: гнев, тревогу, отчаяние, бессилие. Именно эти чувства переживает человек, теряющий или потерявший близкого.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.

Длительное пребывание в состоянии фрустрации приводит к полной дезорганизации деятельности человека – непонятно, куда бежать и что делать.


Герой Леонардо Ди Каприо фрустрирован смертью жены. Он пребывает в затяжном личном горе и использует переход в сновидения как психологическую подпорку, которая парадоксальным образом превращается в основу его одержимости.

В некоторых сценах на руке Кобба мы видим обручальное кольцо – его второй тотем. С одной стороны – это помощь зрителю, чтобы не запутаться в лабиринтах «сон»-«явь». С другой – указание на то, что Кобб не может принять смерть жены и отказаться от собственной роли супруга. Обстоятельства меняются, меняются и роли. Неготовность принять изменение, отсутствие поддержки, отрицание случившегося всегда приводит к осложненному гореванию.

Вот как описывает Дж. Боулби (английский психиатр и психоаналитик) задачи «нормального» горевания, исходя из теории привязанности:

1 – фаза оцепенения, продолжительностью от нескольких часов до недели, оцепенение может перемежаться взрывами крайне интенсивного страдания и/или гнева.

2 – фаза острой тоски и поиска утраченной фигуры, продолжающаяся в норме несколько месяцев. Во время этой фазы траура человек, потерявший своего близкого, охвачен побуждением искать и вернуть утраченное лицо. Иногда человек осознает такое свое побуждение, хотя часто и не осознает, иногда принимает его, иногда оценивает как неразумное.

К возможным проявлениям поиска утраченной фигуры относят: беспокойное движение туда-сюда и разглядывание окружающей среды; интенсивное думание об утраченном лице; предрасположенность воспринимать и обращать внимание на любые стимулы, которые наводят на мысль о присутствии данного лица, игнорирование любых других стимулов, не относящихся к этой цели; направленность внимания на те части окружающей среды, где может находиться данное лицо; обращение к утраченному лицу (называние по его имени).

3 - фаза дезорганизации и отчаяния – означает, что горюющий понимает: поиски не увенчались успехом, фигура привязанности отсутствует в окружении.

4 - фаза реорганизации: жизнь организуется с учетом того, что объект недоступен.

А вот общепринятые стадии горя по Элизабет Кюблер-Росс (американский психолог, автор книги «О смерти и умирании»):

1. Шок, отрицание (Этого не может быть!)

2. Гнев, агрессия (Во всем виноваты…)

3. Стадия сделки (Я не буду трогать ничего в его комнате, и тогда он будет жить вечно)

4. Депрессия (Я больше никогда не буду счастлив)

5. Принятие (Теперь все будет хорошо)


На проживание сна в глобальной задумке команды героев дается по уровням – 1 неделя (шок, отрицание), полгода (от 6 до 12 месяцев длятся другие стадии горя до окончательного принятия) и 10 лет (хроническое, затянувшееся горе).

Когда все задачи горя решены, можно сказать, что человек принял случившееся и готов строить свою жизнь в изменившихся условиях. Хроническое горевание характеризуется длительной скорбью – «Сон превратился для них в реальность» (00:43:03 мин). Свое состояние горюющий может описывать как: «Жизнь остановилась», «Для меня все еще продолжается этот кошмар». Кошмар для Кобба продолжается, и режиссер передает это с помощью погружения зрителя в плоскость неопределенной реальности «сон»-«явь». Избавление Кобба от затянувшегося горя можно сравнить с освобождением от некой злой силы. На злую силу намекает и имя жены – Мол. В переводе с французского (а Мол жила во Франции до замужества) «mal» означает – болезнь, ущерб, зло.


Осложненному горю героя способствует его собственная программа, которую он поставил себе, делая предложение своей жене - состариться вместе. Он задал себе сценарий, согласно которому обязан прожить с Мол до самой старости. Этот сценарий впоследствии лег в основу внутреннего конфликта при переживании ее смерти.

Мол при жизни предстает как натура истеричная и психотичная, ушедшая с головой в мир то ли защитного фантазирования, то ли галлюцинаций. Состояние измененного сознания, в котором Мол продолжает выстраивать свой мир, Кобб называет лимбом.

«Лимб стал ее реальностью». Состояние измененного сознания достигается не только в снах, но и при алкогольном и наркотическом опьянении, трансе, гипнозе, религиозном фанатизме, психозе.

Для Кобба же жизнь в сновидениях (измененном состоянии сознания) была невыносимой. Если Мол выстраивала в лимбе дома из прошлой жизни, включая домик детства, то постройки Кобба там отсутствовали. Мол цеплялась за псевдореальность, Кобб оставался психически сохранным и стремился в «здесь и сейчас».

Семья для героя имеет большую ценность, и он остается со своей любимой в этом парадоксальном искаженном мире, мире ее психоза почти 50 лет. То есть успевает с ней там состариться. В жизни с человеком, страдающим психическим заболеванием или зависимостью, действительно идет год за два, а то и за три.

Чтобы спасти Мол из лимба (читай из беспомощного состояния, ухода в пьянство, секту или психоз), Кобб пытается доказать ей нереальность мира, в котором она находится и убеждает лечь под поезд, чтобы выйти из мира сновидений – умереть, чтобы возродиться вновь.

Подобно тому, как алкоголик не способен излечиться - он всегда остается алкоголиком, только в стадии ремиссии - так и Мол, вернувшись в реальный мир (выйдя из своего психоза), продолжает думать, что это сон и намеревается убить себя, чтобы проснуться. Что и делает успешно, прыгнув из окна гостиницы. Жизнь в условной трезвости и психическом здоровье оказывается для нее невыносима.


После смерти жены Кобб испытывает чувство вины за то, что якобы проник в ее подсознание. То есть решил за всех, как надо и как будет правильно. Чтобы избавиться от разъедающей его вины он постоянно отыгрывает сценарий возвращения Мол с возможностью все изменить. В горевании этот этап называется стадией гнева. В данном случае гнев Кобба направлен на самого себя: «Если бы не я, она была бы жива», «Если бы не я, то…».

Иллюзия, что умерший жив, и идентификация с ним — взаимосвязанные явления. Каждый скорбящий склонен упрощать свою задачу горя, создавая после утраты реального объекта замещающий объект внутри себя. Поэтому общение с Мол – по сути есть общение Кобба с самим собой, с частью своего «Я». И эта часть - депрессивная, но подавляемая - пытается разрушить осознанные намерения герои.

Главное намерение Мол – затащить Кобба в лимб, говорит о намерении хронического горя погрузить героя в депрессию – место, где человек слаб и беспомощен будто младенец в материнской утробе, но вместе с тем он находится под защитой и о нем заботятся.

Внутренний конфликт героя усиливается, в его душе идет борьба, какую реальность принять – здоровую, но трудную, или болезненную, но безмятежную. Выйти из горя для него означает предать память Мол, остаться в нем – сохранить верность ей, вместе состариться, но разрушиться самому.

Несколько слов хочется сказать о роли Ариадны, которая выполняет роль психотерапевта, помогая герою столкнуться с парадоксальностью его фантазий и исследует лабиринты его подсознательного.

К концу фильма герой подходит к завершающей стадии горевания – принятию. «Я не могу остаться, потому что ее не существует. Ты просто тень моей реальной жены. Но ты недостаточно хороша».

Его безразличие к волчку (тотему Мол) говорит о том, что он избавился от своей привязанности к ней. Смысл его жизни придает и то, что ujлежит за пределами его субъективного восприятия реальности – дети.

Только при полностью сформированных и прожитых эмоциях горя пропадает смешение настоящего и прошлого, человек восстанавливает связь с настоящим и принимает прошлое, которое не причиняет боли, а оставляет лишь воспоминания, благодарность и светлую печаль.

«С возвращением, мистер Кобб!»
Фильм «Начало»: 4 стадии горя