Великий Гэтсби: психологический разбор фильма

Bpяд ли ecть eщe кaкaя-нибyдь дeятeльнocть или инициaтивa, кoтopaя нaчинaeтcя c тaкими oгpoмными нaдeждaми и oжидaниями и тaк peгyляpнo зaкaнчивaeтcя пpoвaлoм, кaк любoвь.

Эpих Фpoмм
Великий Гэтсби – это типичный пример расщепления личности при алкоголизме и защитного фантазирования, связанного в том числе и с кастрационной тревогой.
Напомню сюжет. Ник Кэрроуэй, небогатый юноша заурядной внешности и способностей, переезжает в Нью-Йорк из глубокой дыры в надежде покорить большой город и срубить куш. Переезд приходится на время, когда «всеобщее массовое возбуждение в городе переросло в истерику» - в 1922 г. США вступили в период временной частичной стабилизации капитализма.

В общем, он попадает в рай, где человеку с деньгами доступно все: роскошные вечеринки, дешевый алкоголь, развратные женщины, глянцевые авто и вылизанный особнячок с полем для игры в поло от слова 'respectable'. Корпорации Уолл-стрит обещали прибыль всем молодым и амбициозным, к коим, с одной стороны, Ник относит себя. С другой, в этом случается его внутренний конфликт, потому что пятой точкой он понимает, что он - нищий задрот, но очень хочется легкой жизни.

Гэтсби появляется в жизни Ника, буквально, с похмелья и после встречи с кроткой кузиной, которая обернулась для посредственного юноши пылкой влюбленностью. Муж у кузины – зажористый мажор, который гуляет от нее с замужней девкой с бензоколонки, - символ весьма фаллический и потентный. А потому условно кастрирующий нашего героя, который и без того страдает от неуверенности в себе. Представления о символической кастрации тесно связаны с идеями об эдиповом комплексе, когда мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и враждебно относится к отцу, мешающему исполнению его желаний.

Ощущение собственной импотентности заставляет Ника пускаться в защитное фантазирование. Он создает вымышленную реальность, в которой спасает несчастную Дейзи от мужа-гуляки и ведет ее за руку к воротам рая.

Однако, чтобы суметь увести капризную, хотя и глупую женщину из роскошного особняка, надо предложить ей нечто больше, чем просто плечо и пламенный мотор. И тогда появляется фантазия об идеальном любовнике – богатом и щедром, с блестящим образованием, зажигающем сердца и души, искрометном, сильном и смелом (вспомним военные подвиги), красивом и лощеном, но при этом таком душевном. До слез. И важно! - тоже поднявшемся из «грязи в князи», то есть уже осуществившем мечту нищеброда Ника. Гэтсби! Который предстает перед Ником во всей красе на собственной вечеринке, после того, как Ник «от одиночества и смущения решил, как следует, надраться». То есть понятно. Пришла не белочка, а Гэтсби.

Заметьте, что Гэтсби, Ник и Дейзи почти никогда не появляются в кадре втроем (только в сцене со свиданием, которая усугубляет кастрационную тревогу Ника). Уходит один – приходит другой. Так расщепленные части личности сменяют друг друга. Вспомните, что говорит Ник – «я оказался снова и внутри, и снаружи».

То, что Гэтсби – ни что иное, как фантазия подтверждает и тот факт, что ему искусно удается оставаться незамеченным и на собственных вечеринках (бармен говорит: «Гэтсби никто никогда не видел», старикашка в библиотеке: «Вы Гэтсби не найдете, этот дом и все в нем – часть огромной декорации" и даже (удивительно!) на собственных похоронах, куда никто не приходит «Я звонил, писал, упрашивал, но ни один не явился на похороны. Я был единственный, кому было до него дело» (потому что умер не реальный человек, а фантазия алкоголика). Существование Гэтсби подтверждают только пара алкоголиков, пропитый авантюрист в баре, богемная гольфистка, сидящая на кокаине. Последняя, впрочем, тоже сомневается в реальности Гэтсби, видимо, в периоды выхода из кокаинового прихода.

Наконец, на вечеринке происходит и первая и решающая воображаемая «схватка» между Гэтсби и мужем Дейзи, в которой идеальный любовник вроде бы побеждает ("И, знаешь, что? Пора сказать Тому" (о наших отношениях), но, страх сблизиться и быть оцененным, а, значит, возможно, разоблаченным и отвергнутым, в последний момент заставляет его бежать. «Дейзи ждала, но Гэтсби не смог вернуться». Гэтсби ждет, когда первый шаг «сказать Тому» совершит она сама. В фантазийном идеальном любовнике Гэтсби начинают все больше проявляться черты неуверенного в себе Ника. И Ник лихорадочно думает, как это исправить: «Он искал какой-то образ себя самого, целиком растворившийся в своей любви к Дейзи». Страх разоблачения велик. В истории прошлого Гэтсби оказывается много общего с нынешним Ником: "Мундир скрывал правду о юноше без гроша в кармане, чье единственное богатство – мечты о блестящем будущем".

Ник начинает бояться любовной близости и все больше уходит в алкогольные возлияния от внутреннего конфликта «желать, но не мочь». Так проявляется расщепление - хочется то бежать подальше, то быть вместе навсегда. Состояния меняют друг друга, а переживание каждого из них кажется единственно верным. Во второй части фильма очень много сцен из неблагополучного района, который является символом опьянения Ника. Там мрачно, хаотично и убивают.

Страх разоблачения и кастрации настолько велик, что Ник находит только один способ избавиться от него. Что символично - в день своего рождения. Это внутреннее, пусть и зыбкое, решение стать "настоящим мужчиной" без помощи фантазий. Инициация. Он покидает любовный треугольник, попутно устраивая счатье кузины в браке, тем, что убивает Миртл (любовницу мужа Дейзи). А затем и самого Гэтсби.

После смерти Гэтсби, после разочарования, разрушения собственных фантазий, герой покидает Нью-Йорк и оказывается, что логично, пациентом психиатрической клиники. «Все мы тогда пили слишком много. Из Нью-Йорка я вернулся переполненный отвращением ко всему и всем. Лишь один человек меня не раздражал».

- Кто он?

- Гэтсби.

- Он был вашим другом?

- У него был дар надежды, которым больше никто не обладал.

Что сказать, фантазии всегда дают нам надежду и спасают от отчаяния. А замешанные на доброй порции виски, они помогают создать невероятный внутренний мир. Такой яркий и красочный, что когда он разрушается, переживать эту утрату лучше и безопаснее за чаем с психиатром.
Великий Гэтсби: психологический разбор фильма
Zero Block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch